НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Человек, его поведение, потребности, счастье.

© НИИ потребностей человека и общества. Частичная или полная перепечатка любого текста с сайта допускается только с указанием гиперссылки: NII-chel.ru (в интернете) или текстовой ссылки: НИИ потребностей человека и общества, сайт: NII-chel.ru (в печати).

Что такое счастье
и как с ним… бороться.

  1. Определение счастья. 
  2. Структура значимых потребностей.
  3. Как еще избавиться от ощущения счастья.
  4. Кто виноват, и что делать.

Похоже, что за всю свою историю человечество так и не смогло до конца разобраться, что же такое – счастье? Это тем более странно, если принять во внимание, что о счастье мечтают все, счастливым хочет быть каждый!

Объяснение такого парадокса кроется в том факте, что загадочное ощущение счастья «вырабатывается» подсознанием человека. А эта сфера, хоть и открыта более века назад, хоть и признана всеми мало-мальски сообразительными людьми, но по-прежнему слабо изучена широкими массами.

Наш Институт давно занимается исследованиями неосознаваемой сферы человеческой психики и даже оказывает гражданам соответствующие услуги по коррекции их подсознания, нечаянно «сбившегося с истинного пути». Поэтому «сам Бог велел» нам знать, что есть счастье.

Эту тайну мы и намерены раскрыть в данной статье. А заодно рассказать, как невротики и лица «близкие им по духу» умудряются бороться со своим счастьем и достигают в этой борьбе больших успехов.

1.  Определение счастья.

Счастье – есть такое состояние души (психики) человека, которое возникает при одновременном соблюдении двух достаточно независимых друг от друга условий:

  1. Все базовые потребности человека, очень значимые для его психики, удовлетворены (он не задыхается, не голодает, не замерзает…)
  2. Обе главные сферы его психики (сознание и подсознание) формируют одинаковый (по своей сути) прогноз на будущее – значимые потребности и в дальнейшем будут удовлетворяться не хуже, а, скорее всего, ещё лучше!

Как видим, одного только наслаждения при удовлетворении значимой потребности (в еде, тепле, сексе, власти…) недостаточно, чтобы ощущать себя счастливым. Надо ещё иметь твердое убеждение, что такое же и даже большее наслаждение ожидает вас в обозримом будущем. И этот оптимистический прогноз на годы вперёд, почти на «всю жизнь» должен исходить, прежде всего, из подсознания. И осознаваться (хотя бы чуть-чуть) сознанием человека.

В обыденной речи такой прогноз нередко именуется «предвкушением». В отличие от сиюминутного наслаждения (при текущем удовлетворении значимой потребности), предвкушение может длиться не секунды или минуты, а гораздо дольше – часы, дни, месяцы и даже годы. Оно устойчиво во времени. Что и делает человека стабильно счастливым, а не кратковременно «кайфующим».

В обыденном сознании счастье часто связывают с другим приятным и сильным чувством – с любовью. И это далеко не случайно. Ведь, если заглянуть в человеческое подсознание, то легко понять, что любовь есть предвкушение будущего наслаждения от предстоящей близости (в широком смысле этого слова, включающим не только секс) с очень привлекательным для тебя человеком. Подробнее понятие «любовь»  будет рассмотрено в другой статье.

Нередко, одно только «голое» предвкушение способно сделать человека счастливым, причём, на долгое время, и на фоне некоторых других неудовлетворенных потребностей. Эту ситуацию красочно и кратко излагает поговорка: «…с милым и в шалаше – рай!».

Однако, для ощущения полноценного счастья, всё-таки, кроме предвкушения, необходимо, чтобы основные (базовые), значимые для данного человека потребности удовлетворялись достаточно полно уже сейчас. В противном случае, сигналы об их неудовлетворении начнут отвоёвывать в подсознании человека всё больше «пространства», добиваясь своего доминирования. Сначала они будут «подтачивать» и ослаблять радость от предвкушения. А затем подавят предвкушение, и «выдвинут» на его место пессимистическое разочарование, вплоть до разочарования в жизни.

Как видим, без одновременного выполнения двух условий (текущего удовлетворения и предвкушения будущего) обрести ощущение полноценного, устойчивого счастья невозможно.

И в предвкушении, и в текущем удовлетворении базовой потребности есть один очень важный элемент, совершенно необходимый для возникновения чувства счастья. Это – новизна, любое положительное изменение в окружающей среде или в самом человеке.

В рамках данной статьи у нас нет возможности раскрыть поглубже сущность этого необходимого элемента счастья. Но поверьте на слово – он столь важен, потому что составляет функциональную основу работы любого сенсора и нейрона центральной нервной системы. Они возбуждаются только при рассогласовании контролируемых параметров среды. То есть при «новизне». И любое предвкушение дарит особо сильную радость, когда содержит в себе, кроме прочего и предвкушение новизны. Конечно новизны положительной.

Терапевтическое действие новизны было замечено давно. Ещё в позапрошлом веке врачи, при невротических расстройствах, ко всему прочему рекомендовали пациенту «сменить обстановку».

Неплохим и экономичным способом изменить свою жизнь к лучшему является предварительное и сознательное изменение её… к «худшему». Надо немножко себя «опустить». Сходить в турпоход, покормить комаров, пожить в палатке или на даче без удобств…. На западе предприниматели открывают для этого даже специальные «тюрьмы». В ассортимент их услуг включены «пытки»! После возвращения из такого «отпуска» родная, «приевшаяся» квартира покажется счастьем. Впрочем, силу этого метода не стоит преувеличивать. От невроза он не избавит, а лишь временно ослабит его давление на психику.

Кстати, серьезное изменение к худшему именуется «несчастьем». Логично, столь же весомое изменение к лучшему и его предвкушение назвать… «счастьем»!

Будем честны: изменение – «враг» стабильности. Поэтому-то наше счастье столь «изменчиво», часто столь неустойчиво. Неустойчивость – неотъемлемое свойство счастья. И это надо просто принять (к сведению). И в нужные моменты, когда ощущение счастья «соберется» ослабеть, - прилагать дополнительные усилия, чтобы удержать его в своей душе. То есть «не зацикливаться» на плохих мыслях.

2. Структура значимых потребностей.

У каждого человека формируется своя собственная иерархия его потребностей, которая, к тому же, меняется в процессе жизни. Индивидуальная иерархия потребностей – достаточно сложно организованная психическая структура. У нас нет возможности подробно рассматривать здесь её свойства. Но отметим, что индивидуальная иерархия не может не отражать закономерностей общевидовой иерархии потребностей. Поэтому, каким бы оригиналом ни был бы конкретный человек, для него всегда будут достаточно значимы первичные – общевидовые потребности:

  • биологические (дышать, есть, пить…);
  • психические (отражать мир, анализировать события, реагировать на них…);
  • социальные (общаться, лидировать, подчиняться…);
  • ну и, конечно, «фундаментальная» общевидовая потребность –  размножаться.

Одно из главных свойств первичных потребностей – они ограничены по величине (объему) на биологическом уровне. Человек не сможет съесть десять обедов подряд без насилия над собой, без чувства отвращения уже ко второй – третьей порции и без заметного ущерба для своего здоровья (для начала – в виде несварения и рвоты).

К списку первичных потребностей добавляются вторичные потребности, формирующиеся воспитанием. Этот вид потребностей «по определению» уже безграничен. Что и таит в нем потенциальную опасность для нашего ощущения счастья.

Очевидно, что индивидуальная иерархия потребностей психически здорового человека будет заметно отличаться от иерархии потребностей психически травмированного или больного индивида. Например, психические травмы часто, в первую очередь, «поражают» первичную потребность в размножении, затормаживая её на уровне подсознания. Внешне это проявляется в различных феноменах комплекса неполноценности (начиная от чрезмерной «стеснительности»). А в более тяжелых случаях – в различной степени фригидности (сексуальной бесчувственности), вплоть до откровенного отвращения к сексу (неосознаваемой боязни сексуального контакта).

Поэтому, для одного человека счастье не мыслимо без секса, а для другого, наоборот, - … с сексом! Впрочем, это утрированный пример. Так как психическая травма (или болезнь) вообще закрывает для человека путь к ощущению счастья. До тех пор, пока она не будет устранена (заблокирована).

Но об этом мы поговорим позже. А пока подчеркнём важную закономерность. Уменьшая (в разумных пределах) число своих значимых потребностей, прежде всего – вторичных (например, потребность в роскоши, «шопингоманию» и т.п.), - человек укорачивает дистанцию, отделяющую его от ощущения счастья. Или, образно говоря, уменьшает высоту некой «стены» (барьера), отделяющей его от ощущения счастья.

Мы сами легко возводим эти «стены». Например, почему бы не размечтаться, не захотеть очень сильно, до глубины души: иметь в собственности брильянт размером с куриное яйцо (лучше – с гусиное… кажется, у страусов тоже бывают яйца)? Или отчего не пожелать обрести свой личный островок с джунглями в Тихом океане? Или дворец под Парижем? Или принца датского (это для женщин) в качестве мужа? Или гарем (это для мужчин) из 100 семнадцатилетних красавиц-девственниц? Или хотя бы новенький бронированный лимузин с ротой охранников в придачу? Шубку соболиную, вышитую золотом (лучше – 2, нет – 10)!

Полет фантазии может быть абсолютно безграничен! Он рождает вторичные потребности любого «размера». Для их удовлетворения у «фантазера» может не хватить личных ресурсов (зарплаты и взятого в банке кредита). Человек начинает мучительно страдать от нехватки средств на пятые (по счету) сапожки, на третью дубленку на какую-то жалкую поездку в (ненужный ему) Египет …. Он становится глубоко несчастен, своими руками (точнее – головой, фантазиями) воздвигнув психическую «стену» на пути к ощущению счастья.

Если он вдруг «одумается» и захочет ее разрушить, на помощь «стене» придет реклама в СМИ, живо напомнив товарищу, что он многое еще не купил! Воду на мельницу инстинкта зависти часто льют соседи, коллеги по работе, родственники, друзья и подруги, тот же Абрамович не остается в стороне.

Выход здесь достаточно прост и очевиден: «подрезаем» сами «крылышки» своей фантазии, «придавливаем» инстинкт зависти силой своего разума и современного мировоззрения и вскоре обнаруживаем, что уже … счастливы! У кого не получилось, - присмотритесь к своему мировоззрению. С ним, видимо, не все в порядке. Реальный мир Вы, скорее всего, воспринимаете искаженно. Меньше смотрите в телевизор и обращайтесь в Консультационный Центр нашего Института. Мы поможем Вам «поменять» Ваше устаревшее «рекламно-телевизионное» мировоззрение на современное, научно обоснованное.

Мировоззрению в последние годы перестали придавать большое значение. В моду вошла демократическая установка: «сколько людей – столько и мнений». Это что-то из серии: «анархия в голове – мать порядка!»

Ошибочное мнение (мировосприятие) вполне способно отравить жизнь своему обладателю, сформировать невроз и побыстрее подготовить человека к переходу в «иной мир». Получается, что заблуждение, неправильное восприятие мира – не так уж безобидно. Иметь неправильное мировоззрение – смертельно опасно! С психоаналитической точки зрения, мировоззрение – ключ к решению абсолютно всех психических проблем человека, не связанных с тяжелыми генетическо-биологическими нарушениями в центральной нервной системе.

Так что услугу Консультационного центра Института по установке современного мировоззрения можно назвать основой для любой психологической коррекции. Она оказывается гражданам как автономно, так и в рамках общей услуги по планированию и управлению своей судьбой.

Вернемся к нашим потребностям и снова вспомним о первичных. Их то очень опасно чрезмерно «подрезать». Если, по каким-то причинам (обычно, из-за психических или физических травм), кто-то начнет чрезмерно ущемлять свои первичные (общевидовые) потребности (в пище, общении, познании, сексе…), счастье может вполне оказаться для него недостижимым. Так как неудовлетворенная первичная потребность инстинктивно, не уведомив Вас об этом, сформирует в подсознании «очаг сопротивления». Своего рода душевную боль, пусть и не всегда осознаваемую человеком. Эта душевная боль (обычно в виде страха), независимо – осознается она или нет, - начинает «запускать в работу» сложный многоуровневый, плохо осознаваемый самим индивидом механизм его самоуничтожения - так называемую «потребность в смерти». О ней мы говорили в 5 разделе статьи «Поведение человека…». Тут уже не до счастья! Не умереть бы от болезни или несчастного «случая».

Итак, сделаем предварительный вывод:  счастье человек ощущает тогда, когда:

  • сносно удовлетворяются его первичные (общевидовые) потребности;
  • не разрослись до «беспредела» его вторичные («воспитательно-цивилизационные»), а точнее «телевизионные» потребности, удовлетворить которые стало невозможно;
  • он верит, предвкушает (осознанно и подсознательно), что «завтра» будет ещё лучше удовлетворен. Он «заражен оптимизмом» ожидаемой новизны.

3. Как еще избавиться от ощущения счастья.

Многие уважаемые  «деятели культуры» проявляли в своих произведениях откровенное разочарование жизнью, вплоть до «воинственного» пессимизма, не верили в достижимость счастья.

Например, С. Есенин:

«Жизнь – обман с чарующей тоскою,

Оттого так и сильна она,

Что своею грубою рукою

Роковые пишет письмена…»

И это далеко не самые горькие из его строк.

Или приведем короткий отрывок из сочинения «О ничтожестве и горестях жизни» другого красавчика-мужчины А. Шопенгауэра: «Всё в жизни говорит нам, что человеку суждено познать в земном счастии нечто обманчивое, простую иллюзию…. И оттого жизнь большинства людей печальна и кратковременна. Сравнительно счастливые люди по большей части счастливы только на вид… Жизнь рисуется нам как беспрерывный обман, и в малом, и в великом…. Если жизнь что-нибудь дает, то лишь для того, чтобы отнять…. Жизнь с ее ежечасными, ежедневными, еженедельными и ежегодными, маленькими и большими невзгодами, с ее обманутыми надеждами, с ее неудачами и разочарованиями – эта жизнь носит на себе такой явный отпечаток неминуемого страдания, что трудно понять, как можно этого не видеть, как можно поверить, будто жизнь существует для того, чтобы с благодарностью наслаждаться ею, как можно поверить, будто человек существует для того, чтобы быть счастливым…»

Очевидно, что и среди наших современников, особенно, уже не юного возраста, достаточно приверженцев аналогичного взгляда на жизнь и счастье.

Справедливости ради надо заметить, что А. Шопенгауэр прав, когда, как хороший нейрофизиолог, в той же работе утверждает, что наслаждения всегда скоротечны, а вот страдания почему-то склонны затягиваться во времени.

Так уж устроена центральная нервная система: она быстренько поощряет нас чувством удовольствия за правильные поступки и долго, долго сигнализирует душевной и физической болью о наших неправильных действиях (или «бездействиях»), пока не заставит нас «сползти с дивана» и начать «активно жить».

Напомним еще раз, как достигается чувство счастья. Надо наслаждаться разумным удовлетворением своих первичных потребностей.  Не давать вторичным потребностям чрезмерно «разрастись» и заставить Вас страдать от их неудовлетворения. Наконец, «всей душой» верить в ещё более лучшее своё будущее, в положительные изменения.

Чтобы стать глубоко несчастным и разочароваться в жизни, следует «заставить» себя действовать в прямо противоположных направлениях:

  1. Лишить себя (желательно всех) сиюминутных удовольствий, возникающих при удовлетворении первичных потребностей (в еде, сексе, общении, познании…)
  2. Вырастить «до небес» какие-нибудь вторичные потребности (в 10-этажном коттедже на Красной площади в Москве, например. Или в 10 млрд. долларах, как у того же Абрамовича). И сосредоточить всю свою психику на невозможности их удовлетворить.
  3. Убедить себя, что впереди вас ждут одни только гадости, что всё и везде будет меняться к худшему.

Как видите, стать несчастным тоже не так легко. Например, человек «автоматически» получает удовольствие от еды, дыхания (особенно чистым воздухом) и других биологических проявлений жизни. Совсем не делать ничего этого может позволить себе только покойник! От счастья не убежишь, если живой!

Но есть люди (и не мало), которые всё-таки «нашли выход» из, казалось бы, безвыходной ситуации. Они смогли совместить несовместимое: жить и при этом быть совершенно несчастными. Кто они? Невротики. А это как правило, люди не глупые, часто не чуждые творчеству в сфере культуры (в той же литературе).

«Выход», правда, нашли не они сами, а их подсознание. И не по своей воле, а по причине психологических травм, которыми так богата жизнь. И которые больнее всего ранят именно «тонкокожих» интеллектуалов, изменяя их мировоззрение на всех уровнях психического мировосприятия.

Раз нельзя жить и при этом не есть, не пить…, их травмированное подсознание «решило»: всё, что надо, будем делать, но ничего хорошего не чувствовать! Смотрите как просто.

Вы едите – и не чувствуете вкуса пищи, не наслаждаетесь им. Занимаетесь сексом – и не чувствуете никакого наслаждения, даже слабого удовольствия, не говоря уже об оргазме. Не ощущаете ароматов цветов. Не видите буйства красок вокруг (синего неба, красного солнца, желтой луны, зеленой травы).

Самые «отважные»  из невротиков не остановились на этом «достижении» и пошли ещё дальше. Они «добились» от своей психики того, что удовлетворение собственных потребностей (которое и вызывает ощущения наслаждения) теперь не только не вызывает никаких приятных чувств, а наоборот, - вызывает неприятные ощущения!!! Еда становится «противной», секс – «омерзительным». Запахи превращаются в «вонь», а пение птиц и мелодичная музыка – в назойливый «шум». Солнце не ласкает, а жжет. Люди не улыбаются вам, а смеются над вами!…

Вот оно – проявление окончательного торжества (пока на уровне психики) потребности в самоуничтожении, о которой мы уже упоминали.

Следующий «пропорциональный» удар невротики (точнее говоря, всё-таки, - их невроз) наносят по прогнозу на будущее. Будущее для невротичной психики видится не просто «серым» и «тусклым», лишенным радостей и наслаждений. Будущее невротикам видится мрачным, страшным, полным страданий и невзгод! Они твердо «знают», что впереди – жуткие опасности, которые они, разумеется, не смогут преодолеть и неизбежно погибнут, само собой, - в страшных муках!

Масло в огонь их воображения подливает догадка, высказанная еще Марком Твеном: жизнь – это такая переделка, из которой еще никто не вышел живым! Смерть – неизбежна, о ужас! Давайте же сосредоточимся на ней и совсем забудем о жизни.

Так делается последний, - третий шаг к несчастью и закономерно следующей за ним смерти по какой-либо из причин (тяжелая болезнь, несчастный «случай», «случайное» отравление технической жидкостью, «передозировка», самоубийство…).

4. Кто виноват, и что делать.

Если Вы утратили вкус к жизни и веру в «светлое будущее» - у вас невроз. Он бывает разной силы, может вызывать усталость, депрессии, боли в разных частях тела… Но главное – он отравляет Вам жизнь, делает Вас несчастным человеком и … готовит к ускоренной смерти. По любой из причин – «порвётся там, где тонко».

Откуда взялась эта невротическая напасть? От одной или нескольких психологических травм. Основатель психоанализа З. Фрейд гениально подметил, что «корни» «взрослого» невроза часто уходят в самое раннее детство.

От себя добавим, что это не случайно. Травмированная в раннем детстве психика остаётся «прослабленной», как бы уже «надломленной» и во взрослом возрасте. Детские травматические «разломы» остаются в нашей психике на всю жизнь. И им абсолютно всё равно: помните ли вы о своей детской травме или нет, верите ли вы в наличие подсознания или убеждены, что всем в вашем теле «руководит» только сознание.

Люди, психологически травмированные в раннем детстве (когда они были совсем беззащитны), гораздо хуже переносят невзгоды своей взрослой жизни. И легко попадают в «лапы» невроза. «Прочность» их психики уже снижена детской травмой. Они не перенесут без последствий такого стресса, который относительно легко одолеет психика другого человека, не травмированного в детстве. Невротиков можно образно сравнить с кирпичным домом, фундамент которого был изначально заложен с разломом (нерадивыми «строителями»). Трещина от этого разлома пойдет по всей стене до самой «крыши». При первом лёгком «землетрясении» такой дом превратится в «развалину».

Вывод: Итак, «враги» нашего счастья известны. Ими оказались: неправильное (искаженное) мировоззрение и психологические травмы (склонные рождать неврозы).

Что делать? Выбор, увы, не велик. Либо страдать оставшуюся часть жизни, ходить по врачам. Либо «поправить» свое мировоззрение, а также (при необходимости) устранить невроз, заблокировав психические травмы в собственном подсознании.

Это можно сделать и самому. Нужно только сначала хорошо освоить сложную и редкую профессию психоаналитика. Но есть и гораздо более простой, быстрый и дешёвый путь: обратиться к профессионалам.

Как «почистить» свою психику от неврозоносных проблем или установить современное мировоззрение смотрите на сайте.

________________________________

Примечание.

Трудно быть счастливым в несчастливой стране.

«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» - сказал классик. «Если вы не хотите заниматься политикой, - политика займется вами!» - уточнил другой. Мы присоединимся к их мнению и добавим от себя психоаналитический взгляд на эту проблему. Недоразвитая, отставшая от времени, «дикая» власть - всех, кто оказался под нею, делает глубоко несчастными.

История человечества и России в частности была очень трагична по причине дикости власти. Конечно, постепенно власть меняется в лучшую сторону. Сегодня граждан не бросают в ямы на съедение заживо голодными хищниками, не распинают на крестах, как это было две тысячи лет назад. Нас не вешают вдоль дорог, как при Иване Грозном, не ломают кости на дыбе. Не продают как крепостных рядом с лошадьми на рынках, не порят на конюшнях, как это широко практиковалось в России всего 150 лет назад. Нас не приговаривают к расстрелу или 10 годам лагерей как «врагов народа» за анекдот про товарища президента, что было массовым явлением всего 60 лет назад - на глазах у нынешних бабушек и дедушек (они и их дети до сих пор боятся политических анекдотов). Нас не прячут в психбольницы за несогласие с политикой единственной господствующей партии (тогда она называлась КПСС), не привязывают к кроватям и не делают болезненных уколов, что было распространено всего чуть более 20 лет назад. Сегодня у граждан даже не отнимают общенародную собственность в огромных масштабах, как 10 – 14 лет назад во время «прихватизации». Впрочем, и обратно не возвращают….

Власть постепенно избавляется от своей дикости. Правда, очень, очень медленно, как «полудохлая черепаха». Или как «рак»: шаг вперед, два шага назад, что мы наглядно наблюдаем последние лет восемь. Но если взять отрезок времени размером в две тысячи лет, то процесс «очеловечивания» власти становится неоспоримым.

Вполне может быть, что через каких-нибудь 10 – 20 лет, а то и раньше, власть в России обретет, наконец, приличные, приемлемые для цивилизованного общества черты:

  • Обнаружит, что народ – «тоже люди» и начнет его уважать не только на словах.
  • Догадается, что управлять государством – это не «пузико на сочинском пляже почесывать», что для управления страной надо иметь в голове хоть немного мозгов, а в душе - совести. И прекратит тащить в органы власти разных «безруких строителей» и «мелких шпионов».
  • Перестанет грабить нас и Родину. Тогда по количеству миллиардеров и нищете населения мы прекратим позорное лидирование.
  • Вернет СМИ свободу слова, возможность говорить о власти правду, не будет более давить их «костлявой рукой голода», налогов и миллионных судебных исков за «поруганную честь» заворовавшихся коррупционеров.
  • Создаст нормальную, цивилизованную судебную систему, независящую от власти, но зависящую от закона, а не наоборот. Введет прямые выборы всех судей народом, чтобы очистить их ряды от полуграмотных и вороватых лентяев.
  • Перестанет подтасовывать результаты голосования и нагло манипулировать избирателями.
  • Прекратит столь бесстыдно лгать, воровать, создавать коррупционные схемы по выкачиванию денег из «общего котла», совать свой «властный нос» туда, куда никто из нас ее не просит, а займется, наконец, делом.
  • Перестанет вытаскивать из наших карманов огромные средства на свое роскошное содержание.

Чтобы быть счастливым, надо верить в изменения к лучшему. И что-то самим делать для этого. Например, создавать «гражданское общество», отсутствие которого у нас в стране власть недавно с удивлением обнаружила и теперь регулярно «долдонит» о нем, сваливая на его «слабость» свое нежелание бороться с коррупцией и свои прочие грехи. Так давайте поможем нашей власти, создадим для нее гражданское общество, о котором она так «мечтает»! Сделав свою страну чуть лучше, мы сами станем чуть счастливее!

Со своей стороны, «НИИ потребностей человека и общества» готов оказать органам власти консультационные услуги по приближению их деятельности к наиболее значимым потребностям общества и граждан. Мы также готовы сотрудничать с любыми общественными объединениями, организациями, политическими партиями, предпринимателями, ставящими перед собой цель – развитие институтов гражданского общества, усиление гражданского контроля за деятельностью власти, приведение российской власти в цивилизованное состояние.


© Королев В. Б., 2008 г.